«Конь – прыг-скок в сторону»: как заинтересовать четырехлетку шахматами
Дети, которые с раннего возраста начинают играть в шахматы, лучше учатся в школе, усидчивей, у них быстрее развивается скорость мышления и логика. Советами, как заинтересовать дошкольников древней игрой, поделился педагог московской школы №1354 «Вектор» Александр Глебов.
Ребята из детского сада московской школы №1354 наперегонки спешат на занятия, на которых узнают, как ходит пешка, чем ферзь отличается от короля, что такое шах, мат и рокировка. Их наставник и проводник по премудростям древней игры, инструктор по физической культуре Александр Глебов – потомственный шахматист. Играет с детства. Его научил отец, он, в свою очередь, своих четверых детей, а теперь и малышей из «Вектора».
«Шахматы развивают воображение, логическое мышление, пространственное мышление и даже интуицию. На занятиях я использую кроме доски еще и магнитную вертикальную – так дети учатся ориентироваться в пространстве. Учу их не спешить перед тем, как сделать ход. Сначала подумать, попытаться раскрыть замысел соперника, понять какую следующую атаку он хочет прикрыть этим ходом», – поделился педагог.
В группе у Александра Глебова 12-14 человек. Для занятий шахматами это оптимальное число игроков. А вот детей с особенностями развития, для которых шахматы – важная часть реабилитации, лучше учить азам этой стратегической игры индивидуально.
«Я держу его кисть своей рукой. Мы вместе берем фигуру. Я проговариваю ее название, как она может передвигаться по полю, и мы вместе ее двигаем. Так у ребенка развивается мелкая моторика и, соответственно, речь, а также коммуникативные навыки. В моей практике были дети с ОКР, которые, занимались полгода шахматами, а потом начинали лучше выполнять движения на физкультуре, лучше разговаривать, становились менее агрессивными и замкнутыми», – рассказывает Александр Глебов.
Как заинтересовать ребенка шахматами – советы от Александра Глебова
Педагог «Вектора» Александр Глебов считает, что научить играть в шахматы можно любого ребенка, необучаемых – нет. Главное, чтобы он проявил хотя бы немного заинтересованности. Начинать занятия стоит с 4 лет, когда ребенку уже можно объяснить правила, и знать, что его терпения хватит хотя бы на полчаса.
Совет первый. Называть фигуры их современными названиями – не «тура», а «ладья», не «офицер», а «слон», не «королева», а «ферзь» – так ребенку проще их запомнить.
Совет второй. Ребенок в 4-5 лет может не знать букву «Г». Объяснять как ходит «конь», лучше так: две клетки вперед и прыг-скок в сторону.
Совет третий. Можно объяснить детям, что партия – это битва игрушечных человечков, которым люди лишь помогают и тогда ребенок сможет посмотреть на игровую ситуацию в целом.